СОХРАНИМ ПАННО «МЫ СТРОИМ КОММУНИЗМ» !

В районе Якиманка есть старый давно неэксплуатируемый дом по адресу ул. Большая Полянка, 60/2. Этот дом замечателен своим внешним оформлением, на его торцевой части создано уникальное панно. На панно изображены три фигуры: рабочего, колхозницы и инженера, держащего в руке 1-й космический спутник, а вверху надпись: «Мы строим коммунизм». Для читателей нашей газеты такая композиция конечно, в любом случае, имеет ценность. И нам её объяснять не надо. Мы потеряли советскую цивилизацию, наш родной строй, жизнь в условиях социализма. Пусть нам останутся хотя бы напоминания о советской эпохе, о её ценностях, её культуре, эстетике…

Однако, нынешняя жизнь показывает, что такие бытовые памятники ушедшей, но, казалось бы, ещё так недавно существовавшей эпохи нужны не только советским людям, но и многим другим жителям, даже совершенно не разделяющим наши ценности. Ну и конечно, много людей, кому судьба таких памятников безразлична. Но тех, кто против их сохранения абсолютное меньшинство.

И вот, для того, чтобы привлечь на нашу сторону среднюю часть людей, пока равнодушных и обезопасить панно ««Мы строим коммунизм» от «случайного» уничтожения, поскольку дом по Б. Полянке, 60/2, очень давно стоит пустой и городские власти могут решить что-то делать с ним, мы в Москворецком райкоме и начали нашу кампанию по привлечению внимания и в итоге — по сохранению панно и самого дома. Сначала я написал обращение к Совету депутатов района Якиманка, опубликовав его во всех соцсетях, где присутствую. В районных группах Фэйсбука обращение получило немало положительных откликов. Затем первый секретарь Москворецкого райкома КПРФ Роман Климентьев посоветовал мне разместить петицию за сохранение панно на сайте change.org, что я и сделал. Информацию о петиции мы так же опубликовали в соцсетях. За неделю после опубликования петиции на change.org за неё проголосовало больше двухсот человек. Сейчас мы планируем провести недалеко от дома 60/2 пикет, добиваемся согласования с властями.

Надо сказать, что интерес общественности к панно уловили почти все политические партии в районе, на собраниях депутатов Якиманки за панно голосовали и депутаты от Единой России и от «Яблока». Бывшие депутаты Якиманки и Басманного района Дмитрий Захаров и Евгений Будник, соответственно, также активно участвовали в защите панно. Нынешний Совет депутатов Якиманки во главе с яблочником Андреем Моревым также поддержал сохранение панно.

Панно имеет свою историю, у него есть автор и удивительная предыстория. Связана она с открытием Волжской ГЭС (1961), где это панно было создано известным в городе художником-волгоградцем Михаилом Яковлевичем Пыштой. И это знак окончательного восстановления героического Сталинграда, возвращения его к мирной жизни. Ну а для Москвы эта авторская художественная реплика — знак нашей связи со славным волжским городом. Три фигуры — это центральная часть большой композиции на эстакаде волжской плотины. В Москве панно было повторено в 1965-1967 году во время строительства тоннеля под Добрынинской площадью, поскольку голый торец дома № 60/2 выглядел весьма уныло и с помощью этого панно был оживлён. Само панно, и особенно типографика его девиза, — это возрождение через сорок лет актуального стиля 1920-х годов. Так что, в данном случае мы имеем дело не просто с агитационным плакатом, но с памятником целой эпохе. Спутник в руках у комсомольца — в знак первого десятилетия после запуска первого искусственного спутника Земли.

Демонтировав это панно, мы лишимся оригинальнейшего в своем роде артефакта. Раз уж само здание сохранено, то логичным будет сохранить его со всеми атрибутами той эпохи. И идеология тут не при чём, иначе пришлось бы сносить и ВДНХ, и закрашивать половину старых станций Московского метро. Для района Якиманка и для ЦАО это панно уже давно стало одной из визитных карточек, которые могут привлекать также и внимание туристов, в частности, во время Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Александр Казаченко (Москворецкое м/о)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *